4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Важным компонентом педагогического процесса является анализ полученных результатов и их оценка, что обусловлено необходимостью получения обратной информации о работе педагога.
Выявление и оценка результатов педагогического процесса составляет одно из необходимых условий повышения его эффективности. Результативность процесса патриотического воспитания предполагает наличие качественных изменений в развитии воспитанников. Это понятие тесно связано с понятием эффективности, которая определяется как соответствие полученного результата поставленным задачам. Педагогическая эффективность представляет степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достижение поставленных целей. Эффективность по сравнению с результативностью — понятие более узкое, поскольку предполагает достижение запланированных положительных результатов, в то время как результативность может включать и отрицательные, неожиданные результаты, т.е. при оценке результатов патриотического воспитания необходимо оценивать результат в соотнесении с поставленными целями.
Главным показателем эффективности воспитания служит уровень воспитанности учащихся. Воспитанность характеризует актуальный уровень развития личности и представляет собой не конгломерат частных свойств личности (честность, трудолюбие и пр.), а согласованность между знаниями, убеждениями и поведением воспитанника. В структуру данного понятия А.К. Маркова включает три взаимосвязанных компонента: а) запас нравственных знаний ученика (что знает о нормах поведения, об отношении к обществу, к труду, к другому человеку, к себе); б) нравственные убеждения (как ученик принимает нравственные нормы для себя лично — его мотивы, ценности и пр.), т.е. личностное отношение к нравственным знаниям; в) реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).
Для характеристики воспитанности необходим каждый из компонентов: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами этого поведения; в самом нравственном поведении реализуются, применяются знания и убеждения и складываются новые.
Для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека; низкий уровень характеризуется ограниченностью нравственных знаний и эталонов, отсутствием связи между знаниями, убеждениями, поведением.
Понятие воспитанности не тождественно понятию «воспитуемость», которое определяется как восприимчивость к воспитанию, возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми.
Воспитуемость обозначает потенциальный уровень развития личности, зону ее ближайшего развития.
Проблема определения патриотической воспитанности учащихся достаточно сложна и многогранна. Различным аспектам данной проблемы посвящены исследования многих педагогов (И.С.Марьенко, О.С. Богдановой, А.Д. Солдатенкова. Г.М. Суходоловой, Р.А. Полуяновой, В.И. Шахненко и др.).
Выявление патриотической воспитанности учащихся становится возможным на основе определения соответствующих критериев. В справочной литературе критерий определяется как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.
При определении критериев патриотической воспитанности необходимо учитывать сущность и структуру понятия «патриотизм», которое представляет совокупность патриотических чувств, идей и деятельности, а также цель и задачи патриотического воспитания учащихся. На основании данных положений в качестве критериев патриотической воспитанности могут выступать: уровень патриотических знаний учащихся, характер и мотивы участия воспитанников в патриотической деятельности.
Поскольку патриотическое воспитание учащихся представляет собой длительный процесс, достижение цели которого происходит поэтапно, для определения результативности данного направления воспитательной работы целесообразно использовать уровневый подход. В философском понимании уровень рассматривается как отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. В педагогических исследованиях под уровнем воспитанности понимается «степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности, являющихся показателями воспитанности» [104, с. 66-67]. Для объективного выявления уровня воспитанности педагог должен иметь представление об «идеальной» воспитанности. Сравнивая с этой воспитанностью фактическое поведение и отношения учащихся, можно сделать вывод о реальной воспитанности учащихся, установить ее уровень и таким образом судить об эффективности воспитания.
На основании выделенных выше критериев выделяются уровни патриотической воспитанности учащихся:
очень высокий характеризуется тем, что воспитанник хорошо знает историю своей страны, правильно понимает патриотические понятия; всегда участвует в патриотической деятельности, является инициатором многих общественных дел; мотивы деятельности — общественно значимые;
высокий уровень предполагает хорошее знание учащимися фактического материала из истории Родины, в основном правильное понимание патриотических понятий; постоянное участие в патриотической деятельности; эпизодическое проявление инициативы в организации общественных дел; мотивы участия в общественно полезной деятельности сводятся к обязанности перед коллективом;
средний уровень — учащиеся знают отдельные факты, неточно понимают патриотические понятия; обычно участвуют в общественно полезной деятельности, но никогда не являются инициаторами общественных дел; мотивы участия в деятельности представлены интересом;
низкий уровень — воспитанник плохо знает факты из истории Родины, неправильно понимает патриотические понятия; редко принимает участие в общественно полезной деятельности; никогда не проявляет собственной инициативы; мотивы участия в деятельности негативные (принуждение и пр.);
очень низкий уровень означает, что воспитанник не имеет знаний патриотического характера, не может объяснить патриотические понятия; не участвует в общественно полезной, патриотической деятельности.
Выделенные уровни патриотической воспитанности являются в определенной мере условными и могут изменяться, т.к. количество уровней и точность информации о патриотической воспитанности находятся в прямой зависимости. Однако большое количество уровней может затруднять выявление и оценку результативности процесса патриотического воспитания. В целом предложенные сочетания критериев и уровней не исчерпывают всего многообразия вариантов и представляют лишь попытку решения проблемы определения результативности процесса патриотического воспитания учащихся. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества данная проблема приобретает особое значение.
Изменения, происходящие в политике, экономике, образовании, требуют специального анализа сущности и содержания понятия «патриотизм».
С учетом современных философских, психолого-педагогических исследований патриотизм рассматривается как сложное явление, как неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности.
В содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия — Родина и Отечество, что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой — социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление в качестве ключевого понятия «Родина», что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.
Разноаспектный анализ патриотизма дает основание выделить в его структуре несколько составляющих элементов: интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический.
Такой подход позволяет рассматривать патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников.
Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса и особенности данного направления воспитательной работы: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания историческими традициями народа; органическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных и внешкольных мероприятий; зависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; опора на положительное; гибкость и вариативность.
В осуществлении патриотического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играют педагоги, поэтому особо актуальной в современных условиях становится разработка проблемы подготовки будущих учителей к данному направлению воспитательной работы. Использование материалов данного пособия позволяет повысить качество профессионально-педагогической подготовки учителей к осуществлению патриотического воспитания учащихся и повысить эффективность данного направления воспитательной работы. Следующим компонентом в структуре патриотизма, который выделяет большинство исследователей, является интеллектуальный компонент. Он характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. «Под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения» [23, с. 410-411].
Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки.
Как показывает предыдущий философский анализ понятия «патриотизм», во всех работах, посвященных данной проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент.
При осуществлении деятельности человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевает возникающие препятствия. Это связано с проявлением воли. Патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, также требует волевых усилий как в повседневном труде, так и при совершении героических патриотических поступков. Поэтому вполне обоснованным является включение в состав структуры понятия «патриотизм» волевого компонента.
Одной из характеристик нравственных качеств является потребностно-мотивационный компонент. Мотивация как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека [109, с. 390]. Данный компонент органически входит в структуру анализируемого понятия, т. к. предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанной со служением Родине.
Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют «полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности» [177, с. 707], т.е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотизм».
Основой формирования патриотического сознания является практическая деятельность, направленная на прогрессивное политическое, социально-экономическое и культурное развитие Родины. В процессе патриотической деятельности используются, расширяются и углубляются патриотические знания, формируются патриотические убеждения, проявляются патриотические чувства, реализуются потребности и интересы личности. Положительные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью патриотического характера, побуждают человека к дальнейшей деятельности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это в свою очередь способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств и мотивации более высокого уровня.
Рассматривая содержание понятия «патриотизм», представители различных направлений исследования проблемы патриотического воспитания включают, как было показано выше, разное количество составляющих. Данные прежних исследований не вполне соответствуют сегодняшним условиям и могут быть использованы для определения современного содержания понятия «патриотизм» лишь в некоторой степени. Это объективно обусловлено следующими факторами: распадом СССР и возникновением союза суверенных государств, переходом страны на новые рыночные отношения, активным возрождением национальных традиций при значительном влиянии на этот процесс религии, изменением социального статуса и функций армии, изменением концептуальных подходов в обучении и воспитании и пр.
В связи с этим определение понятия «патриотизм» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением. Все это обусловливает отказ от таких составляющих, как преданность делу коммунизма, содружеству социалистических стран, непримиримость к врагам социалистического государства и пр., что не означает попытку рассматривать патриотизм вне определенных общественно-исторических, социально-экономических условий. Отрицать социальную характеристику данного феномена было бы неправомерным, тем более, что это заложено в понятии Отечество, которое в совокупности с понятием Родины отражает его целостную структуру. Вполне обоснованным, видимо, является включение в содержание патриотизма составляющих, характеризующих отношение человека к обществу, в котором он живет.
Важным моментом в определении содержания патриотизма является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективистического характера. Любовь к Родине как высшее моральное чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление быть нужным, приносить пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, взаимодействие людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, приносить пользу, сочувствовать. Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании данного понятия неизменным остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина. Однако, при этом акцент несколько смещается.
Важным, на наш взгляд, является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека. Прежняя трактовка — «раньше думай о Родине, а потом — о себе» — уступает место другому пониманию данного понятия: «Если я не для себя, то зачем я? Но если я только для себя, то зачем я живу?». Приоритет личности, устремлений и интересов каждого человека в развитии общества, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо отражается в содержании основных нравственных понятий и понятия «патриотизм» в том числе.
Учитывая все вышеизложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.
Содержательная характеристика понятия «патриотизм» показывает, что элементов, составляющих его, может быть значительное количество, причем сочетания этих элементов также различны. Весь комплекс данных сочетаний, из которого с необходимостью следует существование анализируемого явления, называется достаточным, отсюда, содержательные элементы патриотизма, выделенные нами, рассматриваем как достаточные. Данный перечень может быть продолжен. С другой стороны, структурные элементы данного понятия являются необходимыми и достаточными.
Итак, в психолого-педагогическом аспекте патриотизм представляет сложное нравственное качество, имеющее сложную структуру и содержание.
Заканчивая анализ различных аспектов патриотизма отметим, что целостная характеристика данного понятия состоит из нескольких составляющих.
В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления.
В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения.
В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.
Как показывает анализ всех данных аспектов патриотизма, структура данного понятия включает такие компоненты, как интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический (поведенческий).
|