ВПК "Красная гвоздика" МКОУ "Приморская СШ"

 

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Фото из альбома
Новости сайта
[26.02.2017]
Смотр-конкурс военно-патриотических клубов, посвященный памяти кавалера ордена Мужества Андрея Дядькина (0)
[22.02.2017]
ВПК «Красная гвоздика» наVI открытом региональном турнире по стрельбе памяти снайпера М. Пассара. (0)
[24.03.2016]
ВПК «Красная Гвоздика» Приморской школы участник международных армейских игр «Кубок Губернатора Волгоградской области» (0)
[24.03.2016]
На смотре-конкурс военно-патриотических клубов, посвященный памяти кавалера ордена Мужества Андрея Дядькина (0)
[09.02.2013]
ВПК "Красная гвоздика" на раздновании 70-летия великой Победы в Сталинградской битве (0)
Новые статьи
[25.06.2012][Мои статьи]
Патриотическое воспитание – от теории к практике (0)
[25.06.2012][Мои статьи]
Военно-патриотическое воспитание в школе (0)
[25.06.2012][Мои статьи]
Патриотическое воспитание учащихся (0)
[25.06.2012][Мои статьи]
Патриотическое воспитание учащихся в современных условиях (0)
[25.06.2012][Мои статьи]
Определение результативности патриотического воспитания учащихся (0)
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Патриотическое воспитание учащихся
ПРЕДИСЛОВИЕ

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора.

От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.

Важность исследования вопросов патриотического воспитания определяется и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Как показывает анализ научно-педагогической литературы и практики работы общеобразовательных школ, патриотическому воспитанию учащихся уделяется недостаточно внимания. Кроме того, богатый опыт, накопленный в советский период развития нашего общества по данному направлению воспитательной работы, не может быть использован в полном объеме в новых условиях.

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др.

В советской педагогике проблема патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывались такими учеными, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко и др.

Философский, психолого-педагогический анализ проблемы позволяет выделить сущностные признаки патриотизма как социального явления и нравственного качества личности. Однако с учетом изменений, происходящих в современном обществе, необходимым является определение особенностей патриотизма и патриотического воспитания на данном этапе развития нашего общества.

В воспитании подрастающего поколения общеобразовательная школа играет ведущую роль, поэтому вопросы разработки теории патриотического воспитания приобретают особую актуальность.

Предлагаемое пособие содержит материалы, отражающие развитие проблемы патриотического воспитания и обобщающие взгляды на сущность и содержание патриотизма в современной педагогике. Использование данных материалов будет способствовать повышению уровня теоретической подготовки педагогических кадров, осуществляющих воспитательную работу с учащимися, и качества учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

1. ПАТРИОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования [51]. Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует философского, психолого-педагогического анализа основных понятий: патриот, патриотизм, Родина, Отечество.

Любовь к Родине является главной характеристикой человека, называемого патриотом. Впервые появившееся в период Французской революции 1789-1793 гг., это слово в справочной литературе объясняется как «любитель отечества, ревнитель о благе его» [42, с. 24] или как «человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины» [154, с. 296].

Основным понятием данного исследования является патриотизм. Историко-философский анализ этого понятия показывает, что при его определении в различные периоды развития общества ученые по разному трактовали его, рассматривая патриотизм как нравственный или политический принцип, социальное и высшее моральное чувство, нравственную и социальную ценность и т.д.

Всесторонний анализ понятия «патриотизм» требует раскрытия его различных аспектов: историко-философского, социально-педагогического, психолого-педагогического, что позволяет дать целостную характеристику данного явления.

Историко-философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение его как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества.

Это положение нашло отражение в работах отечественных философов, которые условно можно разделить на два периода: советский и постсоветский.

Для исследований первого периода характерно разграничение понятий «патриотизм» и «советский патриотизм», определение его с опорой на марксистско-ленинскую идеологию, ориентация на социалистический строй. Так, в Большой Советской энциклопедии советский патриотизм определяется как «безграничная преданность советских людей советскому обществу, делу коммунизма» [25, с. 486].

В работах философов советского периода патриотизм определяется со ссылкой на труды В.И. Ленина, который рассматривал его как «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [82, с. 190].

Анализ философской литературы советского периода показывает, что ряд авторов, раскрывая содержание понятия «советский патриотизм», на первое место ставят любовь народных масс к Родине, коммунистической партии, советскому строю, своему народу, родной природе (Н.И. Матюшкин, М.Б. Митин, А.Чопоров и др.), другие подчеркивают в его содержании преданность своему народу, сочетающуюся с уважением к другим народам, преданность делу коммунизма, странам социализма, верность социалистическому строю (М.И. Бабинов, Н.М. Горбунов, В.И. Курков и др.). В то же время, Б.А. Воронович определяет советский патриотизм как патриотизм нового, высшего типа, что находит свое проявление, прежде всего, в чувстве советской национальной гордости» [30, с. 264].

Ряд авторов выделяет в качестве основной черты советского патриотизма его деятельный характер, готовность защищать свою Родину, трудовой энтузиазм советских людей, любовь к свободе, борьбу за мир [113, с. 79].

Однако, наряду с подобными определениями в философской литературе того периода, присутствуют и другие, основанные на более глубоком анализе данного понятия, без ссылки на политические взгляды определенной ориентации. Так, в Кратком словаре по философии под редакцией И.В. Блауберга, И.К. Пантина патриотизм определяется как «принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей Родины» [73, с. 244], а в другом философском словаре — как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [176, с. 358].

В монографических исследованиях также отмечается стремление авторов дать определение патриотизма с общефилософских позиций. П.М. Рогачев и М.А. Свердлин в работе «Патриотизм и общественный прогресс» отмечают: «Патриотизм, чувство любви к Родине, воплощен в служении ее интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества ... Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть прежде всего высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех» [138, с. 3, 270].

Немного шире рассматривает патриотизм Н.И. Губанов. Отмечая, что патриотизм — это служение людей Родине, он подчеркивает, что «в нем различаются духовное содержание — патриотические чувства и идеи — и проникнутые этими чувствами и идеями действия, поступки людей. Подлинный патриотизм есть глубокая преданность своему народу, сочетающаяся с уважением к другим народам» [41, с. 8]. На это же указывает А.В. Русецкий: «Представляя сложное структурное образование, патриотизм в конечном счете как бы разделяется на две подсистемы: эмоционально-психологическую (чувство любви к Родине, гордость за нее и т.д.) и рационально-идеологическую (осознание идей, действий, направленных на укрепление Отечества и т.д.)» [143, с. 43].

Философский анализ проблемы патриотизма позволяет выделить два ключевых понятия, используемых для его характеристики — Родина и Отечество. В работах философов эти понятия раскрываются по-разному, разводятся, что обусловлено следующим. Отечество рассматривается как социально-политическое явление, так как его природа обусловлена определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. В структуру данного понятия включаются характеристики политической, социальной, культурной среды. Первая определяется совокупностью политических организаций и отношений общества; вторая — совокупностью общественных отношений и структурой общества; третья — распространенными в обществе формами культуры и духовными ценностями [37, с. 49-50]. Как показывает исторический анализ, уже с разложением родового строя, когда общественная власть превращается в государственную, чувство привязанности и любви к родной территории соединяется с гражданской ответственностью, в результате чего усиливается социальная связь личности с Отечеством.

Однако недостаточно рассматривать патриотизм только как общественно-историческое явление, обусловленное определенными социально-политическими и экономическими характеристиками конкретного общества. Нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотизма, которые формируются в определенной степени независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т.д. Естественно, нельзя отождествлять это с врожденными свойствами психики, но и не учитывать этот фактор при характеристике патриотизма невозможно.

Таким образом, присоединяясь к данной точке зрения, мы считаем вполне обоснованным разграничить понятия Родина и Отечество при рассмотрении более широкого понятия «патриотизм», раскрытие содержания которого требует использования данных понятий в совокупности. При этом следует отметить, что понятие Родина составляет инвариантную основу патриотизма, отражающую черту, присущую каждому народу на протяжении всей истории его развития, а понятие Отечества является вариативной характеристикой, отражающей особенности развития конкретного общества на определенном этапе.

Разграничение понятий Родина и Отечество обусловливает включение в определение патриотизма таких составляющих, как любовь к Родине и верность Отечеству.

Как показывает анализ философских трудов, часть ученых рассматривает патриотизм как нравственный или политический принцип (М.И. Бабинов, В.И. Курков и др.), другие как высшее морально-политическое чувство (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, А. Чопоров и др.). Однако в современных условиях проблема определения сущности патриотизма требует, на наш взгляд, нового осмысления.

Итак, анализ историко-философского аспекта патриотизма дает основание рассматривать его как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих привязанность человека к родным местам. Ключевыми понятиями в данном случае являются Родина и Отечество, соответственно составляющие инвариантную и вариативную характеристики данного явления. Философский анализ структуры патриотизма как сложного образования позволяет выделить такие составляющие, как: эмоционально-психологическая, рационально-идеологическая и действенно-практическая. Единство данных компонентов повышает силу воздействия патриотизма на прогрессивное развитие общества: «Если это благородное чувство вырастает до ясного сознания ответственности за судьбу Родины, то оно служит важным стимулом в каждодневных поступках отдельных людей и, следовательно, могучим двигателем прогресса общества в целом» [138, с. 4].

Непреходящий характер патриотизма, его значение в жизни народов и каждого человека, влияние его на развитие определенного общества позволяет рассматривать его как социально-нравственную ценность. Обоснуем данную точку зрения подробнее.

Проблема ценностей представляется в современных философско-педагогических исследованиях особо актуальной в связи с кардинальными преобразованиями в обществе, духовной культуре и нравственности.

Под ценностями понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [176, с. 534]. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать как «предметные ценности», как объекты ценностного отношения. Способы и критерии, на основании которых производится оценивание соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты), выраженные в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Т.е. «предметные» и « субъектные» ценности являются как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру [177, с. 765].

В современных философских исследованиях отмечается, что человеческое поведение определяется взаимодействием внешних объективных условий и системы внутренней детерминации, которая включает в себя три основных подсистемы: потребности, субъективные возможности (способности, знания, умения, качества характера) и жизненная позиция (диспозиция, готовность).

Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию. Подсистема потребностей задает модели потребного будущего и исходные импульсы к их реализации; подсистема возможностей дает средства для удовлетворения потребностей; а подсистема жизненной позиции осуществляет выбор предпочтительных потребностей и способов их удовлетворения и обеспечивает непосредственную готовность к определенному типу деятельности, к определенного рода поступкам. В совокупности данные компоненты являются необходимыми и достаточными для обеспечения внутренней детерминации поведения [76,с. 131].

В свою очередь подсистема жизненной позиции состоит из трех функциональных элементов: жизненных смыслов или ключевых ценностей, идеалов (стратегических образов должного) и норм (целей, планов, установок), непосредственно предписывающих определенный способ деятельности. При этом ценности осуществляют функцию выбора, нормы — функцию готовности, а идеалы — их связь друг с другом [Там же].

Рассмотрение ценностей как обобщенного представления о наиболее предпочитаемых типах благ и способах их получения, в которых концентрируется предшествующий опыт субъекта и на основе которых осуществляется выбор последующего поведения [147, с. 119], позволяет выделить такую функцию ценностей, как осуществление выбора. Определяя, что, в какой очередности и каким способом реализовать из множества потребностей и возможностей, субъект ориентируется на сложившуюся у него систему ценностей, которая определяется теми объективными условиями и той системой общественных отношений, где она возникла. Возникнув, эта система ценностей приобретает относительную самостоятельность и становится важнейшим фактором, обусловливающим направленность и характер реализации субъектом имеющихся объективных возможностей [76, с. 132].

Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе активной деятельности самой личности. Формы этой активности различны в разных сферах жизнедеятельности личности. Особенно важное значение имеет трудовая деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом и осваивается система данного общества. Выступая стимулятором активного жизнепроявления личности, ценности служат средством повышения продуктивности ее жизнедеятельности, возвышения ее нравственного потенциала.

В структуре ценностей выделяют несколько взаимосвязанных компонентов: когнитивный (познавательный), эмоциональный и поведенческий [158, с. 503].

Утверждение в жизни народов определенных ценностей представляет закономерный результат исторического развития общества. Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного данным обществом и социальной группой, на основе которых строятся более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей (индивидуальные и коллективные). Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу поддержания нормативного порядка в обществе и формирования личности.

Поскольку формирование ценностей связано с изменениями в различных сферах жизни человека, их временные масштабы могут не совпадать с масштабами социально-экономических, политических и других изменений.

У каждого народа процесс формирования социально- нравственных ценностей отражает национальные особенности, традиции, касающиеся путей социализации личности, проявляющиеся в культуре. Однако наряду со специфическими ценностями определенного народа или общества существуют и общечеловеческие ценности, которые, взаимодействуя между собой, представляют взаимосвязь национального и интернационального. совокупность определенных национальных фундаментальных ценностей и соответствующих им норм. Они выражают общие интересы человечества и при этом не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Итак, обще­человеческое понимается как единство национального и интернационального, как сложный процесс взаимодействия общего и частного, объективного и субъективного факторов.

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре.

Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт. Поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей.

Отнесение патриотизма к разряду социальных ценностей обусловлено тем, что он, представляя явление общественного сознания и выражая общественные интересы в идеальной форме, не просто описывает действительное явление реальности, но и выносит оценку, одобряет его, требует его осуществления.

Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.

Итак, в социально-педагогическом плане патриотизм рассматривается нами как социально-нравственная ценность, выражающая отношение человека к Родине и Отечеству, которые выступают в качестве объектов ценностного отношения.

В психолого-педагогической литературе понятие «патриотизм» также трактуется по-разному. Так, в Педагогическом словаре патриотизм определяется как «любовь к Родине, к своему народу», а советский патриотизм как «чувство любви советских людей к социалистической Родине. Он неразрывно связан с пролетарским интернационализмом и несовместим с любыми проявлениями буржуазного национализма, шовинизма и космополитизма» [124, с. 86].

В психологическом словаре патриотизм определяется как «высшее морально-политическое чувство, выражающее любовь к своей Родине, к своему народу» [133, с. 158].

В педагогических исследованиях советского периода нет однозначного определения данного понятия. Некоторые ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство (В.В. Белорусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Д.Н. Щербаков и др.), другие (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, И.П. Тукаев и др.) определяют патриотизм как моральный принцип, третья группа исследователей относит патриотизм к нравственным качествам (И.С. Марьенко, Н.П. Егоров, А.Д. Солдатенков, А.В. Янковская и др.).

Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств. Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношение человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество личности, охватывающее все три группы, проявляющееся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений [103, с. 28-29]. На основе психолого-педагогического анализа нравственных качеств, автор определяет советский патриотизм как «сложное интегральное качество личности, выражающее отношение советского человека к другим людям, к социалистическому обществу, его материальным и духовным богатствам, к разнообразным видам деятельности, к делам на пользу Отечеству» [103, с. 30]. По мнению автора, данное качество включает в себя знания о Родине, ее прошлом и настоящем, чувство любви и ответственности перед ней, развитую волю личности, ее умения и навыки, позволяющие вести себя достойно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение личности к социалистической Родине.

В исследовании Л.Ф. Спирина, П.В. Конаныхина патриотизм рассматривается с позиций коммунистического воспитания. Авторы подчеркивают необходимость усвоения учащимися норм нравственности, формирования у них личностных и нравственных качеств, чувств, привычек. В качестве задач патриотического воспитания школьников они выделяют воспитание беззаветной любви к матери-Родине, к родной земле; преданности советскому государству и социалистическому общественному строю; уважения к советским людям; готовности встать на защиту завоеваний социализма [159, с. 15-17]. Авторы подчеркивают, что патриотизм проявляется прежде всего в трудовой деятельности человека на благо Родины.

В работе О.И. Павелко [114] предлагается модель понятия «советский патриотизм», включающая следующие составляющие: любовь к своей Родине, социалистическому Отечеству; верность советскому строю, любовь и преданность советскому народу как новой исторической общности людей; верность долгу пролетарской солидарности, преданность странам социалистического содружества, уважение к другим народам; следование советским традициям, нравам, обычаям; стремление ставить общественные интересы выше личных; бережное отношение к общественной социалистической собственности; уважение к героическому прошлому страны, сохранение ее прогрессивных традиций, гордость за достоинства страны, готовность их защищать и умножать свои м трудом; любовь к родной природе.

В исследовании Л.Т. Рудченко [142] в систему патриотического воспитания включаются любовь к социалистической Родине, любовь к родным местам, уважение национальных традиций, сознательный труд для построения коммунистического общества, непримиримость к различным националистическим концепциям, уважение к другим народам, военно-патриотическое воспитание.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцева: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [72, с.24].

Как показывает анализ, определение сущности патриотизма и его содержания в работах данного периода осуществлялось с учетом социально-политических факторов. Однако в педагогической литературе можно отметить попытки анализа данного понятия на основе общих философских, психолого-педагогических положений с учетом общечеловеческих ценностей. Так, Н.Е. Щуркова, раскрывая специфику нравственного воспитания, подчеркивает, что патриотизм как сложнейшее нравственное чувство формируется у людей, достаточно развитых, и проявляется в постоянной работе ради улучшения и процветания Родины [189, с. 17].

И.Ф. Харламов определяет патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций советского народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к Родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства советской Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов СССР, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [179, с. 389]. Автор отмечает, что в структуре патриотизма, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный (взгляды, убеждения, знания), поведенческий и волевой. Поскольку патриотизм носит деятельный характер, И.Ф. Харламов подчеркивает, что его воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся.

В этом же русле излагается материал в учебном пособии по педагогике под ред. С.Е. Матушкина, где отмечается, что важнейшими составными частями нравственного воспитания являются патриотизм и интернационализм, которые авторы определяют как черты мировоззрения. Работа по патриотическому воспитанию включает привитие любви к Родине, чувства дружбы народов, непримиримость ко всяким проявлениям национализма и шовинизма, претворение на практике принципов патриотизма и интернационализма [122, с. 79-80].

Т.А. Ильина также определяет патриотизм как нравственное качество, которое является наивысшим проявлением идейности и политической сознательности человека и одновременно как общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. По мнению автора, патриотизм включает любовь к стране, гордость людей своим государством, его политическим и экономическим строем, достижениями многонациональной культуры и может проявляться во всех без исключения областях и сферах деятельности человека (трудовой, общественно-политической и др.) [53, с. 105-106].

Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его содержание любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, непримиримость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к социалистической культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности [89, с. 42-43].

Определяя патриотизм как нравственное качество, Л.Р. Болотина включает в это понятие любовь к Родине, заботу об интересах страны, готовность к защите Отечества, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, уважение к историческому прошлому Родины и ее традициям и подчеркивает, что патриотизм определяет отношение человека к труду, к общественной собственности, гражданственность, его поведение в обществе [117, с. 238-239].

Г.И. Щукина считает, что патриотизм представляет собой сложную черту морали, и выделяет целый комплекс его проявлений: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, его труд, ненависть к врагам Родины, активную борьбу за процветание своего Отечества [123, с. 97-98].

Ш.Ш. Хайрулин рассматривает патриотизм как качество личности, составную часть духовности [178, с. 15].

Нам представляется правомерным рассматривать патриотизм в психолого-педагогическом аспекте как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание.

В психологической науке существует несколько подходов к трактовке содержания нравственных качеств. Ряд авторов (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Ю.А. Самарин и др.) рассматривают эти качества как устойчивые, укоренившиеся отношения личности к тем или иным сторонам социальной действительности; другие (Л.М. Архангельский, А.Ф. Шишкин и др.) — как единство сознания, чувств и воли; третья группа (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.) — как синтез определенных устойчивых мотивов или устремлений личности и определенных способов поведения, позволяющих реализовывать эти мотивы в повседневных делах. В своем исследовании мы опираемся на точку зрения третьей группы ученых.

Попытаемся с учетом вышеприведенного анализа определить структуру понятия «патриотизм».

Выделение эмоционального компонента обусловлено соотношением эмоциональных и рационально-познавательных начал патриотизма. Являясь продуктом развития человека, чувства связаны с работой сознания. Как отмечает П.М. Якобсон, «чувство патриотизма ... формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик» [191, с. 203].

Следующим компонентом в структуре патриотизма, который выделяет большинство исследователей, является интеллектуальный компонент. Он характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. «Под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения» [23, с. 410-411].

Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки.

Как показывает предыдущий философский анализ понятия «патриотизм», во всех работах, посвященных данной проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент.

При осуществлении деятельности человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевает возникающие препятствия. Это связано с проявлением воли. Патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, также требует волевых усилий как в повседневном труде, так и при совершении героических патриотических поступков. Поэтому вполне обоснованным является включение в состав структуры понятия «патриотизм» волевого компонента.

Одной из характеристик нравственных качеств является потребностно-мотивационный компонент. Мотивация как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека [109, с. 390]. Данный компонент органически входит в структуру анализируемого понятия, т. к. предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанной со служением Родине.

Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют «полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности» [177, с. 707], т.е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотизм».

Основой формирования патриотического сознания является практическая деятельность, направленная на прогрессивное политическое, социально-экономическое и культурное развитие Родины. В процессе патриотической деятельности используются, расширяются и углубляются патриотические знания, формируются патриотические убеждения, проявляются патриотические чувства, реализуются потребности и интересы личности. Положительные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью патриотического характера, побуждают человека к дальнейшей деятельности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это в свою очередь способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств и мотивации более высокого уровня.

Рассматривая содержание понятия «патриотизм», представители различных направлений исследования проблемы патриотического воспитания включают, как было показано выше, разное количество составляющих. Данные прежних исследований не вполне соответствуют сегодняшним условиям и могут быть использованы для определения современного содержания понятия «патриотизм» лишь в некоторой степени. Это объективно обусловлено следующими факторами: распадом СССР и возникновением союза суверенных государств, переходом страны на новые рыночные отношения, активным возрождением национальных традиций при значительном влиянии на этот процесс религии, изменением социального статуса и функций армии, изменением концептуальных подходов в обучении и воспитании и пр.

В связи с этим определение понятия «патриотизм» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением. Все это обусловливает отказ от таких составляющих, как преданность делу коммунизма, содружеству социалистических стран, непримиримость к врагам социалистического государства и пр., что не означает попытку рассматривать патриотизм вне определенных общественно-исторических, социально-экономических условий. Отрицать социальную характеристику данного феномена было бы неправомерным, тем более, что это заложено в понятии Отечество, которое в совокупности с понятием Родины отражает его целостную структуру. Вполне обоснованным, видимо, является включение в содержание патриотизма составляющих, характеризующих отношение человека к обществу, в котором он живет.

Важным моментом в определении содержания патриотизма является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективистического характера. Любовь к Родине как высшее моральное чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление быть нужным, приносить пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, взаимодействие людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, приносить пользу, сочувствовать. Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании данного понятия неизменным остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина. Однако, при этом акцент несколько смещается.

Важным, на наш взгляд, является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека. Прежняя трактовка — «раньше думай о Родине, а потом — о себе» — уступает место другому пониманию данного понятия: «Если я не для себя, то зачем я? Но если я только для себя, то зачем я живу?». Приоритет личности, устремлений и интересов каждого человека в развитии общества, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо отражается в содержании основных нравственных понятий и понятия «патриотизм» в том числе.

Учитывая все вышеизложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Содержательная характеристика понятия «патриотизм» показывает, что элементов, составляющих его, может быть значительное количество, причем сочетания этих элементов также различны. Весь комплекс данных сочетаний, из которого с необходимостью следует существование анализируемого явления, называется достаточным, отсюда, содержательные элементы патриотизма, выделенные нами, рассматриваем как достаточные. Данный перечень может быть продолжен. С другой стороны, структурные элементы данного понятия являются необходимыми и достаточными.

Итак, в психолого-педагогическом аспекте патриотизм представляет сложное нравственное качество, имеющее сложную структуру и содержание.

Заканчивая анализ различных аспектов патриотизма отметим, что целостная характеристика данного понятия состоит из нескольких составляющих.

В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления.

В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения.

В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.

Как показывает анализ всех данных аспектов патриотизма, структура данного понятия включает такие компоненты, как интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический (поведенческий).


2. ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране [86, с. 236].

В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса. В трудах Перикла идеалом человека представлен полноправный гражданин, сочетающий свои интересы с государственными, защищающий этические устои полиса, отличающийся высокой гражданской сознательностью и богатством духовной культуры. Эти идеи нашли отражение и в драматических произведениях того времени. В трагедиях Эсхила «Персы», «Семеро из Фив», Эврипида «Финикиянка» и др. главным лейтмотивом было прославление патриотических чувств, поступков людей, осознающих себя единым целым с государством.

Сократ считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать, к числу их он относил и любовь к Родине.

Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом [86, с. 239].

Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [66,с. 159].

К.А. Гельвеций истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага: если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум — для знаний, тогда появится поколение новых людей-патриотов. По его мнению, общественное воспитание, организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их личное счастье и благополучие нации. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивили­зованного человека — любовь к справедливости и к отечеству» [34, с. 259].

Л.И. Лепелетье в «Плане национального воспитания» отмечал, что дети должны воспитываться в духе трудолюбия и преданности отечеству [84].

Г. Кершенштейнер, разрабатывая теорию трудовой школы, отмечал, что такая школа должна воспитывать в детях служение товарищам и государству, воспитывать людей, понимающих и поддерживающих цели государства, с благодарностью служащих ему, уважающих законы [61].

В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал:» Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [135, с. 205-206].

А.П. Куницьн в «Наставлении воспитанникам» подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах»[77,с.141].

Важной задачей воспитательной работы учебного заведения он считал: «усилить круг преподавания таких предметов, которые способствовали бы ко внушению... любви к вере и добродетели, любви к Отечеству» [77, с. 153].

Философ и педагог XIX века И.Ю. Ястребцов в работе «О системе наук, приличных в наше время детям...» подчеркивал, что у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе» [195, с. 230], причем, долг к Отечеству требует, «чтоб делиться с ним своими способностями... Безумно жертвовать своими выгодами бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему» [Там же]. Определяя понятие «Отечество», ученый отмечал, что «оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют еще и пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только неопределительном расположении сердца, а на положительных началах рассудка» [195, с. 230-231]. Рассматривая понятие « патриотизм», автор подчеркивает, что « патриотизм может быть так же ложным или недостигающим своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом много общего. Презренна притворная благотворительность, презренна и притворная любовь к Отечеству, но и та и другая неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты» [Там же].

Необходимым для содержания образования ученый считает включение «всех сведений, нужных для человечества, Отечества и личности учащегося» [Там же]. Особенно важным, на наш взгляд, является положение о том, что школа должна готовить детей к тому, чтобы быть полезным Отечеству и самому себе, давая сведения, которых «требует настоящее и предвидимое... положение Отечества» [193, с. 234].

Мы сочли возможным уделить столь большое внимание работе И.Н. Ястребцова, поскольку мысли, высказанные им, являются актуальными и для нашего времени.

Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать» [10, 394]. К главным идеям, которые должны определять нравственное и умственное воспитание, он относил: « 1) чувство религиозного, 2) любви к прекрасному и истинному и 3) любви к отечественному, или национальному» [10, с. 395].

К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [172, с. 160].

В.Г. Белинский также считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [15, с. 488-489].

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, определяли в качестве его главной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм [183, с. 72].

Итак, как показывает историко-педагогический анализ, вопросы воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых-педагогов. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.
Категория: Мои статьи | Добавил: vladimir50 (25.06.2012)
Просмотров: 8186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
СМИ О НАС
[25.06.2012][Официальные сайты]
Газета "Коммунар" Быковского муниципального района (0)
[25.06.2012][Официальные сайты]
Газета "Коммунар" Быковского муниципального района (0)
[25.06.2012][Официальные сайты]
Газета "Коммунар" Быковского муниципального района (0)
[25.06.2012][Официальные сайты]
Газета "Коммунар" Быковского муниципального района (0)
[25.06.2012][Официальные сайты]
Газета "Коммунар" Быковского муниципального района (0)
Наш опрос
Как Вам наш сайт?
Всего ответов: 33
Кликни!
Полезные ссылки
Статистика
Яндекс.Метрика free counters
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт ВПК "Красная гвоздика" МКОУ "Приморская СОШ" им.П.А.Семёнова© 2024Все права защищены. Активная ссылка на сайт обязательна.Разработка и дизайн сайта от Владимира Тимачёва