У В.П. Астафьева есть
замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он
ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит,
но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это
всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники,
народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное -
труд, творческий созидательный труд своего народа» .
В современных условиях проблемы воспитания молодого
поколения приобрели особую остроту.
Слабость
институтов воспитания привела к тому, что основным источником ценностей для
молодежи стали СМИ, где свобода слова обернулась произволом и
вседозволенностью. Современные информационные технологии создают мифологию,
антагонистическую по отношению к традиционным нравственным ценностям. В качестве
идеала утверждается богатое, сытое,
лишенное нравственных сомнений и угрызений совести существование.
При
таком обстоятельстве дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста,
оказываются самой незащищенной категорией российского населения. Дезориентация
детей в системе жизненных целей позже, в
юношеском возрасте, приведет к росту социальной агрессии, преступности, уровня нервно-психических
заболеваний, распространению оккультизма, сектантства.
В настоящее время появляется все более отчетливое понимание
того, что единственный
путь выхода из сложившейся ситуации - обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны.
Судьба нашей страны и мира в целом сегодня решается в
дошкольном образовательном учреждении и в школе. Именно поэтому нравственное, гражданское, патриотическое воспитание
становится приоритетной общенациональной
задачей.
В разные периоды исследованием
проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и
исследователи, как К.Д. Ушинский
(«Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»),
Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси»,
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»),
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма
всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались
все слои российского общества.
C учетом указанных проблем
была определена тема экспериментальной работы, проводимой в муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад комбинированного
вида №13 «Умка» города Химки, которая сформулирована следующим образом:
«Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами
фольклора».
Перед началом данной работы
нами были определены задачи:
Разработать и проверить
систему работы с детьми старшего
дошкольного возраста по формированию патриотизма средствами фольклора.
Разработать методические рекомендации
воспитателям и родителям, на основе рекомендаций Е.В. Соловьёвой, М.Д.
Маханёвой, Т.Ф. Кузиной, с целью
использования их в работе с детьми старшего дошкольного возраста по данной
проблеме.
Для того, чтобы правильно
проводить работу с дошкольниками по патриотическому воспитанию, необходимо
определить – что означает понятие «патриотизм».
Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать
многие известные люди нашей страны.
Так, С.И. Ожегов [3]определял патриотизм
как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть,
не профессия, а естественное
человеческое чувство». В последнее время появился термин
«новый
патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой
духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное
отношение к другим
людям.
В словаре-справочнике по педагогике мы находим следующее
определение патриотизма: «социально-политический и нравственный принцип,
выражающий чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и
групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её» .
По мнению патриарха Алексия II: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это
чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны.
Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у
меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё
и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут
в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А
«человек мира» это то же самое, что бездомный человек. <…>
И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя
смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле
созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай
другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в
православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен
дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у
других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я
думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной
страны».
Подобно любому другому
чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он
прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом
сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
По мнению русского философа и историка И.А.Ильина «обретение родины должно быть
пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать
другому человеку его родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное
мнение, ни государственная власть… Патриотизм, как состояние радостной любви и
вдохновенного творчества, есть состояние духовное…» [2].
Базой патриотического
воспитания в ДОУ является нравственное, эстетическое,
трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого
разностороннего воспитания зарождаются первые ростки духовно–нравственных патриотических чувств.
Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию
нужно с создания для
детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть
наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности
к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на
котором будет вырастать более
сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
О важности приобщения ребенка
к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на
знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в
настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному
вопросу. К сожалению, в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического
воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы,
отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку
чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и приумножить богатство своей страны, народам, их традициям.
У каждого народа свои сказки, песни,
пословицы и поговорки, и все они передают от поколения к поколению основные
нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это —
первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский о
сказках [5], — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в
этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский
подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть
народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная
педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа,
богатый материал для воспитания любви к Родине.
«Воспитание, созданное самим
народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой
нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных
у другого народа»,— писал К.Д. Ушинский. Он доказывал, что система воспитания,
построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях
ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и
национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с
раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным
языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
Проблема патриотизма и его
формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной,
единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной
задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста
можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог,
не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к
Родине.
Опытно-экспериментальная
работа по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
средствами фольклора осуществлялась на базе
МАДОУ Детский сад комбинированного вида №13 «Умка» городского округа
Химки в период с сентября 2010 года по март 2011 года
по трём направлениям:
работа с детьми старшего дошкольного возраста;
работа с родителями;
работа с педагогами внутри педагогического коллектива;
и состояла из трёх этапов:
констатирующего, формирующего и контрольного.
В процессе исследования был
составлен опросник, включающий более 10 вопросов, для детей старших групп. В результате опроса детей было
выявлено следующее: только 14% детей достигает среднего уровня требований
программ по патриотическому воспитанию, остальные же 86% - имеют только низкий
уровень.
Также была проведена
диагностика знаний детей о родной культуре. Результаты диагностики показали: высокий
уровень знаний детей составляет 5%, средний – 27%, низкий – 68%.
Только 2 человека (7,1%) из 28 опрошенных ответили на
все заданные вопросы. Некоторые дети – не смогли
ответить на большинство вопросов.
Результаты диагностики
показывают очень ограниченный запас знаний в следующих вопросах: знание русских
пословиц и поговорок, знание народных праздников – Рождества и Пасхи.
Детям был предложен выбор
героев мультипликационных фильмов и сказок, а также возможность выбора желаемых
картинок-раскрасок. В результате мы увидели, что дети в основном отдают предпочтение
современным иностранным героям.
Для наиболее полной оценки
начального уровня эксперимента нами было проведено исследование педагогической
компетентности родителей и воспитателей в формировании патриотизма у детей.
С целью выявления знаний родителей по патриотическому
воспитанию, а также их заинтересованность в данной работе, были составлены анкеты.
Родители в ходе анкетирования
показали высокий уровень знаний, однако не проявили особого желания знакомить
детей с русским героическим эпосом, приобщать к народной культуре.
Поскольку работа с детьми по
формированию патриотизма не может проводиться педагогами, не обладающими
определёнными знаниями, среди воспитателей было проведено анкетирование для
выявления уровня готовности и возникающих затруднений в организации работы по
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В анкетировании приняли
участие 10 педагогов. Анализ анкет позволяет сделать следующие выводы:
все педагоги знают задачи
патриотического воспитания, при этом систематизировать свою работу могут только
педагоги, имеющие стаж педагогической работы более 10 лет;
имея теоретические знания о
формах и методах патриотического воспитания, не умеют подобрать виды совместной
деятельности с детьми и формы работы с родителями.
Кроме того, для выявления
знаний педагогов о русской национальной культуре была составлена
диагностическая карта по определению уровня готовности педагогов к приобщению
детей к русской народной культуре, которая выявила следующее:
Уровень знаний педагогов о
русской народной культуре является высоким.
Не все педагоги понимают
необходимость приобщения детей к русской национальной культуре.
На основе полученных данных мы
сделали вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которую мы
постараемся вовлечь педагога по изобразительной деятельности, педагога по
ознакомлению с окружающим миром, музыкальных руководителей, а также родителей,
так как, семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В
семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания
личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем
продолжается в дошкольном образовательном учреждении.
Перед собой мы поставили
задачу рассказать родителям в форме бесед, консультаций о целях нашей работы по
формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Постараемся показать
родителям значимость, ценность нашей работы.
И, наконец, в течение всего учебного года мы
запланировали целенаправленную работу с
педагогами. В работе мы наметили задействовать воспитателей старших групп,
педагога по изобразительной деятельности, педагога по ознакомлению с окружающим
миром, музыкальных руководителей, заведующего.
Основными формами работы по формированию
патриотизма являются:
консультирование воспитателей;
педагогический совет;
выставки детского творчества;
беседы, занятия с детьми;
викторины, конкурсы, игры;
фольклорные праздники, досуги,
развлечения.
Учитывая вышеперечисленные
условия, нами была разработана система работы со всеми участниками воспитательно-образовательного
процесса, а также перспективный план работы с дошкольниками по формированию
патриотизма с использованием всех видов фольклора.
Задачи, поставленные нами,
были реализованы в различных видах
деятельности, в том числе игровой, где мы создавали условия для использования впечатлений,
полученных на занятиях.
В течение семи месяцев
проводилась работа с детьми старшей группы. Каждая неделя была посвящена
определённой теме:
«Дело мастера боится».
«Осенины».
«Основные ремёсла Руси: гончарное,
кузнечное».
«Мир человека: между своим и
чужим»
«История возникновения
сказочных героев».
«Прикладные ремёсла древних
славян».
«Новый год. Новогодние
традиции».
«Страшные вечера: Рождество
Христово и Зимние Святки».
«Хлеб – всему голова».
«Край родной, навек любимый».
«Родина наша – колыбель
героев».
«Мы сохраним тебя, русская
речь».
Планирование мероприятий по
темам в режиме дня включало в себя:
проведение бесед, игр-бесед,
которые планировались дифференцированно в утренние и вечерние часы;
дидактические игры в
индивидуальной форме в удобное для воспитателя и ребёнка время; кроме того,
дидактические игры рекомендовались родителям для занятий с детьми дома;
игры-путешествия, экскурсии
проводились во время занятий по соответствующей тематике по разделам
образовательной программы и за счёт времени, отведённого на прогулку;
досуговые мероприятия
(спортивные, интеллектуальные игры, развлечения, сюжетно-ролевые и творческие
игры, праздники) организовывались в тесном взаимодействии со специалистами детского
сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре).
Были проведены:
беседы «Русские богатыри», «У
нас в гостях Марьюшка и Иванушка», «Русские матрёшки»;
игры-путешествия «Масленица»,
«Вот так конь!», Кот Васька»;
игра-посиделки «Ладушки в
гостях у бабушки»;
игра-развлечение «Осенины»;
мультимедиапрезентация
«Преданья старины глубокой»;
занятия «Как наши
предки-славяне защищали Русь от врагов», «В гостях у бабушки Пыхтеихи»;
физкультурные праздники
«Богатыри земли русской», «Богатыри спешат на помощь»;
фольклорный праздник «А у нас
сегодня капустник»;
литературная композиция
«Храбрые славны вовеки…»;
праздники «Осенняя ярмарка»,
«Новогодняя сказка»;
занятия
художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, музыка).
Во второй половине дня проводился
просмотр мультфильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и
Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Князь Владимир» и др.
Один раз в месяц проводились
тематические дни «Путешествие в прошлое России». Деятельность педагогического
коллектива и детей в этот день полностью посвящалась истории и культуре России,
традициям быта и праздника на Руси, воспитатели максимально использовали в своей
речи русские пословицы и поговорки, читали детям русские народные сказки, пели
русские народные песни при укладывании детей спать, во время проведения
досуговых мероприятий.
Особо яркие впечатления получили дети от
серии занятий по древней истории Руси.
Такая планомерная работа
способствовала тому, что дети были переполнены гордостью за то, что они
являются россиянами. Им хотелось, как
можно больше узнать о своей стране, попутешествовать по самым известным местам.
Пользуясь такой заинтересованностью детей,
мы старались показать, что родная страна славна своей историей, традициями.
В связи с этим мы проводили
консультации, организовывали индивидуальные беседы с родителями дошкольников с
тем, чтобы родители могли самостоятельно рассказать о России, показать детям
памятные места. Мы старались тактично напоминать родителям, что их жизнь
является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью.
В течение всего учебного года
проводилась активная работа с педагогами. В работе были задействованы
воспитатели старших групп, педагог по изобразительной деятельности, педагог по
окружающему миру, музыкальные руководители, заведующий.
Воспитатели, педагоги, а так
же родители получили огромное удовлетворение от проделанной работы. Ведь дети –
наше будущее, важно своевременно научить их любить и беречь все, что сделано
старшим поколением: свободу, независимость, мир, отечество.
В процессе работы по формированию патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста, проводимой с сентября 2010 года по март 2011 года,
используя фольклор как часть русской народной культуры во всех видах
деятельности, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились.
После проведения опроса и диагностики высокий уровень знаний о родной культуре,
патриотического воспитания составил уже 21%, средний – 76%, а низкий – 3%.
Причём низкий уровень показали дети, которые по различным причинам не посещали
или редко посещали детский сад.
Результаты, полученные в ходе
проведенной опытно–экспериментальной работы свидетельствуют о том, у что у детей старшего дошкольного
возраста уровень знаний о родной культуре, истории, русском наследии повысился
по сравнению с констатирующим этапом эксперимента, что свидетельствуют о
положительном использовании в практике
целого комплекса мероприятий по работе с детьми, их родителями и
педагогами дошкольного учреждения.
Интересны результаты выбора
детьми героев мультипликационных фильмов и сказок, а также возможность выбора
желаемых картинок-раскрасок после проведённой экспериментальной работы. Дети
теперь стали выбирать былинных героев, русских красавиц, традиционные народные
игрушки.
Отношение, интерес и активность
детей в проводимых мероприятиях на начало и окончание эксперимента показали,
что значительно возрос интерес к русской народной культуре, дети стали активнее
принимать участие в народных праздниках.
Кроме того повторное анкетирование родителей с целью
выявления их заинтересованности в работе по патриотическому воспитанию
показало, что родители стали чаще разговаривать с детьми на темы патриотизма,
совместно с детьми изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства. В
некоторых семьях начали собирать коллекции Гжели, Хохломы.
Работа, проведённая с педагогическим коллективом, также
принесла свои результаты. Среди педагогов повысился интерес к изучению истории
России, русской культуры с детьми старшего дошкольного возраста, это
объясняется активным участием педагогов в жизни дошкольного учреждения.
Проведение педагогами дошкольного учреждения в своих группах целенаправленной
систематической работы по вопросам патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста оказался показательным для педагогов из групп младшего
дошкольного возраста.
Таким образом, проведенная
нами работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста,
привела к положительным результатам.
Хочется
подчеркнуть значение комплексного подхода
в ознакомлении дошкольников с народной культурой с целью формирования
патриотизма. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр — все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку
соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Народный праздник поможет детям научиться творчески
самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник — это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А.
Сухомлинского, «единственное средство развивать
ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Творческое, эмоционально -
насыщенное общение детей в играх со взрослыми, и особенно со сверстниками,
имеет огромное влияние на формирования навыков самостоятельной коммуникативной
деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать
себя и другого человека – все это определяет процесс развития межличностных
отношений в ходе патриотического воспитания современного дошкольника.
Содружество родителей и
воспитателей выступает основным фактором сохранения русской культуры, русского
мира. При этом
особенностью данного содружества является одновременное и взаимосвязанное
развитие каждого ребенка и всего детского коллектива в целом, родителей и
воспитателей как единого педагогического сообщества.
В
результате нашего исследования по данной
теме мы пришли к выводу о необходимости использования загадок, пословиц,
поговорок, других форм фольклора, как важного средства воспитания
патриотических чувств не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у
детей других возрастов. Фольклор – это жемчужины народной мудрости, они
воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству.
Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей
стране. Они воспитывают уважение к
народу и его устно-поэтическому творчеству, эмоционально окрашивают разные виды
творческой деятельности детей.
После проделанной нами работы
и получения результатов диагностики мы пришли к выводу, что работа по теме
формирования патриотизма должна продолжаться. Мы считаем, что в своей работе
очень важно включать темы по патриотическому воспитанию дошкольников на
различных занятиях, праздниках. Подключать родителей к нашим мероприятиям,
сбором интересной информации о жизни людей, их быте, традициях. Мы разработали план для дальнейшей
плодотворной работы по данной теме, для того, чтобы в дальнейшем занятия,
беседы и праздники, проходили еще интересней и чтобы тот опыт и те знания,
которые приобрели дети, в дальнейшем
становились богаче.
Долженко Екатерина Анатольевна
старший воспитатель МАДОУ Детский сад комбинированного
вида №13 «Умка» г.Химки источник http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/patrioticheskoe-vospitanie-ot-teorii-k-praktike |